Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»
Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».
Задачи:
Образовательные
- уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
- активизировать словарь детей по теме занятия;
- совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
- сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
Развивающие
- развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
- развивать интерес к выполнению заданий.
Воспитательные
- воспитывать у детей бережное отношение к природе;
- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровьесберегаюшие
- создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Оборудование:
- конверт с письмом и заданиями от Осени;
- 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
- листочки из картона для дорожки;
- индивидуальные фланелеграфы для каждого ребёнка;
- наборы элементов для создания картины осенней природы;
- аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
- видеофильм «Осень».
Ход НОД
Вводная часть
– Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно? (Да). Тогда отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая? (Осень)
– Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте?
Письмо:
На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
И зазолотились листья у берёзы.
Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.
– Принимаем приглашение осени? (Да) Тогда в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.
Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу.
Беседа
– Вот мы пришли в осенний лес.
Осенний лес - какое чудо!
Листва ковром лежит повсюду.
Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.
Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес? (Чтобы подышать свежим воздухом).
А зачем осенью, да ещё и поздней? (Собрать грибы).
– А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.
(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)
– Открываем глаза. Ребята, кто что услышал? (Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя).
– Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.
Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес? (Опавшей листвой, грибами).
- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев. Давайте присядем на этот осенний ковёр.
А зачем деревья сбрасывают осенью листву? (Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега).
- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.
(Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени)
– Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них? (Жёлтые деревья, земля покрыта листьями, светит солнце). Первая картинка солнечная, весёлая.
А на второй картинке? (Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь). Эта картина уже не такая весёлая.
А на третьей картинке? (Деревья стоят голые, землю покрывает первый снег).
-Какое время года изображено на первой картине? (Осень).
- А на этой? (Осень).
- А какое время года на третьей картине? (Осень).
- Почему про осень нарисованы три разных картинки? (Осень бывает разной).
Мотивация
- Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть? (Да).
Физ. минутка
- Вначале проведём разминку.
Раз и два повернись, (кружатся)
Вновь по лесу ты пройдись, (идут)
Три, четыре – приседай, (приседают)
Быстро ноги разминай, (бегут на носочках)
Ветер по лесу летал, ветер листики считал: (выполняют взмахи кистями рук)
Лист кленовый, лист дубовый, (загибают пальцы в кулак).
Лист березовый резной,
Лист осины, лист рябины –
Вот какой букет лесной.
Задание «Отгадай загадку»
- А теперь перейдём к заданиям на карточках. Первое задание называется «Отгадай загадку».
Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!
1).Кто же ухаживает за лесом? И как его называют? (Лесник)
2) Как назвать доброго сказочно героя, живущего в лесу? (Лесовик)
3) А сказочное чудище, которое старается сделать все, чтобы путники заблудились? (Леший)
4) Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит. (Лист)
5) Летит без крыльев и поет, прохожих задевает.
Одним проходу не дает, других он подгоняет. (Ветер)
6) Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (Дождь)
Задание «Игра ДА или НЕТ»
- Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Молодцы, справились с 2 заданиями.
Просмотр фильма «Осень»
- Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием.
Дети просматривают видеофильм «Осень»
Практическая часть
- Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены фланелеграфы и различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака. Осень предлагает вам составить осенние картины. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года.
Дети составляют картины осени
Итог занятия
- Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. (Дети повторяют слова, кружатся).
- Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат медали. Это осень постаралась, и я вас от её имени награжу.
Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? (Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени). А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.
Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы.
|