Тема занятия: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Участники: дети средней группы (возраст детей 4-5 года), воспитатель
Место проведения: группа.
Образовательная область: речевое развитие (звуковая культура речи, развитие речи)
Цель: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах;
- формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;
- формировать умение подбирать слова с заданным звуком;
- формировать умение самостоятельно отбирать предметы с заданным звуком, произнося звук громче, чем остальные звуки в слове;
- формировать умение последовательно рассказывать сказку с опорой на зрительный ряд.
Развивающие:
- развивать диалогическую речь детей;
- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать артикуляционный аппарат детей;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость.
Планируемые результаты-целевые ориентиры дошкольного образования: ребенок с желанием выполняет артикуляционную гимнастику, эмоционально-заинтересованно отгадывает загадку, с интересом изображает цыпленка, с удовольствием знакомится с цыпленком, старается ему помочь - пытается сказать слова с заданным звуком, с желанием принимает участие в играх на словообразование, активно отвечает на вопросы, повторяет за воспитателем чистоговорку, правильно рассказывает сказку, опираясь на зрительный ряд, проявляет интерес к участию в физминутке-танце, повторяет движения за воспитателем.
Оборудование: игрушка цыпленок, картинки детенышей и их матерей, мяч, часы, магнитный театр, магнитофон, флешка с песней «Цып-цып, мои цыплятки»
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент (появление цыпленка), этикетная ситуация, активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором), упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», словесная игра «Скажи ласково», психогимнастика с элементами речевых и дыхательных упражнений, чистоговорка, физминутка под музыку, сказка с опорой на зрительный ряд.
Ход занятия:
В: давайте, дети, встанем в круг, поздороваемся, как мы умеем.
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,
Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком)
Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)
Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)
Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)
Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата»)
Вот, Шутник!
Вдруг узким – узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка»)
Язычок мы спрячем в рот,
Пусть немножно отдохнет!
В: Дети, вы любите отгадывать загадки? (да) Ну тогда слушайте внимательно.
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
- Правильно, это цыплёнок (показ картинки цыпленок вылезает из яйца)
- А как называется его чудесный домик? (яйцо)
В: давайте изобразим цыплёнка, сидящего в яйце.
- Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.
- Посмотрел цыплёнок вокруг и удивился: «Ац - оц - уц»
Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.
-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают) .
- Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!»
- Ветерок стал стихать и совсем прекратился.
- Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци. »
-Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц] Посмотрите как он произносится (воспитатель объясняет и показывает детям произношение звука [ц]). Произнеси Варя, Лиза, Вика. Давайте хором скажем – ц.
А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Правильно, он стоит в начале слова. Слышите? Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок)
Давайте скажем вместе это слово. (проговаривают хором)
Звук цыплят, на экране картинка цыпленка
В: ой, кто то это? Да это цыпленок к нам в гости пожаловал, услышал, как мы про него говорим.
Ц: здравствуйте, дети!
Дети: здравствуй, цыпленок!
В: А как зовут тебя цыпленок? (Цыпа)
В: а какой звук мы слышим в начале слова? [ц]
Давайте скажем хором - Цыпа. Какое необычное имя, почему, интересно, его так назвали? (подзывают - цып-цып)
В: Позови Ксюша – цып-цып-цып. А теперь ты Максим (спросить нескольких детей) Давайте хором позовем Цыпу.
-Цып-цып-цып.
Цыпленок говорит, что это его любимый звук – ц, и он даже знает стихотворение с этим звуком, хотите и вам расскажет? (да) Ну тогда слушайте и повторяйте дружно строки.
В: Це-це-це - дом цыпленка в яйце.
(Сначала воспитатель говори , затем дети повторяют)
Цо-цо-цо - кот увидел яйцо.
Цу-цу-цу - тянется кот к яйцу. (показ «коготков»
Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой)
Цу-цу-цу - не пускать его к яйцу! (грозим пальчиком)
Цы-цы-цы – отогнали кота? Молодцы! (хлопаем)
В: Спасибо цыпленок за такой интересный стишок. Дети, а кто мне напомнит, какой любимый звук у Цыпы? [ц] Скажи Маша, скажи Рома. Молодцы!
Подвижная игра «Курица и цыплята»
Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».
На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.
«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают.
В: Давайте поиграем в игру «Будь внимателен!» Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать.
Холодец, мороз, цапля, север, лицо, поцелуй, чашка, кольцо, царапина, сорока, крыльцо, молодцы.
В: молодцы! Какие у вас внимательные ушки.
Цыпа говорит, что не знает других слов с этим звуком, давайте ему поможем.
Какие вы знаете слова со звуком [ц]?
Дети пробуют назвать слова со звуком [ц].
Воспитатель помогает наводящими вопросами, каждое слово повторяем хором.
Где выступают клоуны? ( в цирке, скажем вместе – цирк),
птица, которая живет на болоте (скажем - цапля),
животное, которое зимой белое, а летом серое (скажем - заяц),
овощ, который растет на грядке, зеленый, длинный и с пупырышками (скажем хором - огурец)
В: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово.
У львенка?- львица (показ картинок)
У тигренка- тигрица.
У медвежонка- медведица.
У волчонка- волчица.
В: а сейчас я всех приглашаю потанцевать под песню «Цып-цып, мои цыплятки» Можете даже подпевать (звучит музыка, дети танцуют, радуются)
А сейчас я вас вместе с Цыпой приглашаю на танеЦ.
Физминутка-танец под песню «Цып-цып-цып, мои цыплятки» Дети встают в круг и под музыку повторяют знакомые танцевальные движения за воспитателем.
В: Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? [ц] Цыпа, ты какое слово запомнил со звуком [ц]? (цифры) А вы дети? (ответы детей) Похвала воспитателя.
Цыпа говорит, что ему пора домой к маме. Мама курица хочет рассказать Цыпе сказку, в которой много слов с любимым звуком Цыпы. Когда вы немного отдохнете, я вам тоже ее расскажу.
Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.
В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо.
В: какие слова со звуком [ц] вы услышали?
(дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь , царица и царевна? –на улиЦу, из чего любовались ясным месяцем? – из оконЦа)
В: молодцы! Кто сможет рассказать сказку, опираясь на эти картинки? (если позволит время -воспитатель спрашивает одного-двух детей) Похвала. Цыпа очень доволен, придет домой и маме расскажет сказку, в которой так много слов с его любимым звуком и вы своим мамам расскажите.
Литература:
- Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга», М., Просвещение, 2000г.
- Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. М., Просвещение, 2007г.
- Железнова Е. Весёлая логоритмика. 2006 г.
- Комарова Л. А. «Автоматизация звука «Ц» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Издательство ГНОМ, 2011г.
- Новиковская О.А. «100 упражнений для развития речи». 2008г.
|