15.01.2017, 20:11 | |
Тема занятия: «Звуковая культура речи: звук [ц]» Участники: дети средней группы (возраст детей 4-5 года), воспитатель Место проведения: группа. Образовательная область: речевое развитие (звуковая культура речи, развитие речи) Цель: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения. Задачи: Образовательные: - упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах; - формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове; - формировать умение подбирать слова с заданным звуком; - формировать умение самостоятельно отбирать предметы с заданным звуком, произнося звук громче, чем остальные звуки в слове; - формировать умение последовательно рассказывать сказку с опорой на зрительный ряд. Развивающие: - развивать диалогическую речь детей; - обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей; - развивать артикуляционный аппарат детей; - развивать фонематический слух и восприятие; - развивать интонационную выразительность речи. Воспитательные: - воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость. Планируемые результаты-целевые ориентиры дошкольного образования: ребенок с желанием выполняет артикуляционную гимнастику, эмоционально-заинтересованно отгадывает загадку, с интересом изображает цыпленка, с удовольствием знакомится с цыпленком, старается ему помочь - пытается сказать слова с заданным звуком, с желанием принимает участие в играх на словообразование, активно отвечает на вопросы, повторяет за воспитателем чистоговорку, правильно рассказывает сказку, опираясь на зрительный ряд, проявляет интерес к участию в физминутке-танце, повторяет движения за воспитателем. Оборудование: игрушка цыпленок, картинки детенышей и их матерей, мяч, часы, магнитный театр, магнитофон, флешка с песней «Цып-цып, мои цыплятки» Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная. Методы: словесные, наглядные, игровые, практические. Приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент (появление цыпленка), этикетная ситуация, активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором), упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», словесная игра «Скажи ласково», психогимнастика с элементами речевых и дыхательных упражнений, чистоговорка, физминутка под музыку, сказка с опорой на зрительный ряд. Ход занятия: В: давайте, дети, встанем в круг, поздороваемся, как мы умеем. Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп, Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ, Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком) Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл) Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик») Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки) Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата») Вот, Шутник! Вдруг узким – узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка») Язычок мы спрячем в рот, Пусть немножно отдохнет! В: Дети, вы любите отгадывать загадки? (да) Ну тогда слушайте внимательно. Был белый дом, чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо. Явился в жёлтой шубке, Прощайте, две скорлупки. - Правильно, это цыплёнок (показ картинки цыпленок вылезает из яйца) - А как называется его чудесный домик? (яйцо) В: давайте изобразим цыплёнка, сидящего в яйце. - Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое. - Посмотрел цыплёнок вокруг и удивился: «Ац - оц - уц» Дети повторяют с той же интонацией и мимикой. -Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают) . - Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!» - Ветерок стал стихать и совсем прекратился. - Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци. » -Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц] Посмотрите как он произносится (воспитатель объясняет и показывает детям произношение звука [ц]). Произнеси Варя, Лиза, Вика. Давайте хором скажем – ц. А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Правильно, он стоит в начале слова. Слышите? Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок) Давайте скажем вместе это слово. (проговаривают хором) Звук цыплят, на экране картинка цыпленка В: ой, кто то это? Да это цыпленок к нам в гости пожаловал, услышал, как мы про него говорим. Ц: здравствуйте, дети! Дети: здравствуй, цыпленок! В: А как зовут тебя цыпленок? (Цыпа) В: а какой звук мы слышим в начале слова? [ц] Давайте скажем хором - Цыпа. Какое необычное имя, почему, интересно, его так назвали? (подзывают - цып-цып) В: Позови Ксюша – цып-цып-цып. А теперь ты Максим (спросить нескольких детей) Давайте хором позовем Цыпу. -Цып-цып-цып. Цыпленок говорит, что это его любимый звук – ц, и он даже знает стихотворение с этим звуком, хотите и вам расскажет? (да) Ну тогда слушайте и повторяйте дружно строки. В: Це-це-це - дом цыпленка в яйце. (Сначала воспитатель говори , затем дети повторяют) Цо-цо-цо - кот увидел яйцо. Цу-цу-цу - тянется кот к яйцу. (показ «коготков» Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой) Цу-цу-цу - не пускать его к яйцу! (грозим пальчиком) Цы-цы-цы – отогнали кота? Молодцы! (хлопаем) В: Спасибо цыпленок за такой интересный стишок. Дети, а кто мне напомнит, какой любимый звук у Цыпы? [ц] Скажи Маша, скажи Рома. Молодцы! Подвижная игра «Курица и цыплята» Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки, Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко». На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка… Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет. «Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают. В: Давайте поиграем в игру «Будь внимателен!» Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать. Холодец, мороз, цапля, север, лицо, поцелуй, чашка, кольцо, царапина, сорока, крыльцо, молодцы. В: молодцы! Какие у вас внимательные ушки. Цыпа говорит, что не знает других слов с этим звуком, давайте ему поможем. Какие вы знаете слова со звуком [ц]? Дети пробуют назвать слова со звуком [ц]. Воспитатель помогает наводящими вопросами, каждое слово повторяем хором. Где выступают клоуны? ( в цирке, скажем вместе – цирк), птица, которая живет на болоте (скажем - цапля), животное, которое зимой белое, а летом серое (скажем - заяц), овощ, который растет на грядке, зеленый, длинный и с пупырышками (скажем хором - огурец) В: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово. У львенка?- львица (показ картинок) У тигренка- тигрица. У медвежонка- медведица. У волчонка- волчица. В: а сейчас я всех приглашаю потанцевать под песню «Цып-цып, мои цыплятки» Можете даже подпевать (звучит музыка, дети танцуют, радуются) А сейчас я вас вместе с Цыпой приглашаю на танеЦ. Физминутка-танец под песню «Цып-цып-цып, мои цыплятки» Дети встают в круг и под музыку повторяют знакомые танцевальные движения за воспитателем. В: Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? [ц] Цыпа, ты какое слово запомнил со звуком [ц]? (цифры) А вы дети? (ответы детей) Похвала воспитателя. Цыпа говорит, что ему пора домой к маме. Мама курица хочет рассказать Цыпе сказку, в которой много слов с любимым звуком Цыпы. Когда вы немного отдохнете, я вам тоже ее расскажу. Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц. В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо. В: какие слова со звуком [ц] вы услышали? (дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь , царица и царевна? –на улиЦу, из чего любовались ясным месяцем? – из оконЦа) В: молодцы! Кто сможет рассказать сказку, опираясь на эти картинки? (если позволит время -воспитатель спрашивает одного-двух детей) Похвала. Цыпа очень доволен, придет домой и маме расскажет сказку, в которой так много слов с его любимым звуком и вы своим мамам расскажите. Литература:
| |
| |
Просмотров: 4397 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |