Проект "Я - девочка, я - мальчик"
Актуальность проекта.
На мой взгляд, проект «Я – мальчик, я – девочка» является первым шагом в воспитании полоролевой идентичности ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа я мальчика (девочки).
Гендерный подход в воспитании детей имеет право на существование в качестве альтернативной, причем здоровьесберегающей формы организации обучения, создает реальные условия для формирования у дошкольников значимых для общества гендерных ролей. Без повышения престижа матери и отца-главы большого семейства, без воспитания в семье и дошкольном учреждении настоящих женщин и мужчин, невозможно представить будущее нашей страны. По словам В.Ф.Базарного «на основе гендерного подхода формируются все духовно - психические способности».
Сроки реализации: краткосрочный проект (25 ноября – 29 ноября).
Тип проекта: познавательный.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Цель проекта. Формирование представлений об образе своего «Я». Я – мальчик, я – девочка, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития.
Задачи проекта:
Для детей:
Образовательные:
- продолжать знакомство детей с различиями полов, с внешним строением тела человека, с возможностями его организма, с отличительными особенностями мальчиков от девочек;
- расширять детские представления о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
- формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях, эталонах мужественности и женственности;
- продолжать способствовать укреплению своего здоровья, прививать гигиенические навыки.
Развивающие:
- развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения;
- развивать умения отражать свои чувства в художественно-творческой деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;
- воспитывать потребность заботиться о своем здоровье (на доступном возрасту уровне), внешнем виде, чистоте.
Для педагогов:
- формировать проектную культуру.
Для родителей:
- вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
спортивное развлечение «Рыцарский турнир».
Продукты проекта:
- для детей
- выставка детского творчества – лепка, аппликация, рисование;
- создание фотоколлажа «Моя семья» (совместная работа детей и родителей);
- итоговое мероприятие «Рыцарский турнир».
- для педагогов
- для родителей
- итоговое мероприятие «Рыцарский турнир»;
- создание фотовыставки по результатам проекта.
Ожидаемые результаты проекта
У детей
- определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
- осознание собственного «Я – мальчика (девочки)» и пробуждение чувства мужественности (женственности);
- осознанное отношение детей к своему здоровью.
- овладение детьми необходимыми умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми.
У родителей
- активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности;
- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов
- разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме: «Я – мальчик, я – девочка»;
- разработка консультативно-практического материала для родителей «Пять заповедей отцовства», «Какой мальчик не любит поиграть, какая девочка не любит поболтать», «Гендерное воспитание через игру», «Девочки - маленькие принцессы»;
- формирование проектной культуры.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
|
|
Участники проекта
Задачи этапа
|
Средства решения, мероприятия
|
|
Дети
Выявить уровень представления детей о внешнем строении человека, о возможностях его тела, о семье и взаимоотношениях в семье.
|
Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.
Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.
Что мы знаем?
Что мы дети;
У нас есть папа;
У нас есть мама;
Есть братья, сёстры.
Мы мальчики и девочки.
Что мы хотим узнать?
Чем отличаются мальчики от девочек: по внешнему виду, играм.
Какими видами спорта занимаются девочки и мальчики?
Образ «я» в своей жизни.
Что для этого необходимо сделать?
Обратиться за информацией к различным источникам.
|
|
Родители
Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.
|
Оказание помощи в пополнении предметно-развивающей среды.
|
|
II этап – основной
|
|
Понедельник
|
|
Дети
Расширить сведения о гендерном развитии и формировании образа «я» в своей жизни, пробуждение чувства осмысления себя, как представителя пола, как неповторимую личность.
|
Коммуникативная деятельность:
Беседа «Откуда я взялся?»
Игровая деятельность:
Имитационная игра «Любящие родители»
Сюжетно-ролевая игра «Родился малыш»
Музыкально-художественная деятельность: «Кто душевнее споёт колыбельную для дочки (сына)».
Трудовая деятельность: «Чистота – залог здоровья»
Продуктивная деятельность:
«Подарки для членов своей семьи»
Восприятие художественной литературы: Загадывание загадок о частях тела.
Чтение М. Ефремова «Тело человека»
Двигательная деятельность:
Найди свою пару»
|
|
Родители
Заинтересовать родителей, показать актуальность направления.
|
Консультации на информационном стенде «Девочки и мальчики»
|
|
Вторник
|
|
Дети
|
Коммуникативная деятельность:
Беседа «Я - расту»
Игровая деятельность:
«Что сначала, что потом»
Сюжетно-ролевая игра «Ждём гостей» (накрываем стол, полезные продукты)
Физкультминутка «Зарядка»
Познавательно-исследовательская деятельность:
Сравнение своего роста с ростом детей подготовительной группы.
Экскурсия в медицинский кабинет, проведение антропометрии.
Продуктивная деятельность:
Изготовление приглашений на спортивное развлечение
Восприятие художественной литературы
Чтение А.Барто «Я расту», М.Гомболи «Высокие и низкие»
Двигательная деятельность
Подвижная игра «Косари»
|
|
Родители
|
Получение родителями приглашений на спортивное развлечение.
|
|
Среда
|
Дети
|
Коммуникативная деятельность
Здоровье
Виды спорта: художественная гимнастика, синхронное плавание.
Точечный массаж «Наряжаемся»
Продуктивная деятельность:
Изготовление символа материнства «Матрёшка» (рисование)
Игровая деятельность:
«Кто что носит?»
Работа перед зеркалом «Кто я»
Сюжетно-ролевая игра «Маленькая хозяйка»
Музыкально-художественная деятельность:
«Пение песен про маму».
Трудовая деятельность:
Стирка кукольной одежды
Восприятие художественной литературы
Чтение р.н.сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Двигательная деятельность
Подвижная игра «Хитрая лиса»;
|
|
Родители
|
Консультация «Девочки – маленькие принцессы»
|
|
Четверг
|
|
Дети
|
Коммуникативная деятельность
Виды спорта: хоккей, футбол.
Физкультминутка «Богатыри»
Продуктивная деятельность:
Изготовление символа мужества «Щит и меч» (аппликация)
Игровая деятельность:
Символическая игра «Предмет - мужчина»
Дидактическая игра «Профессии», «Кем я буду и каким»
Сюжетно-ролевая игра «Замок»
Музыкально-художественная деятельность:
«Пение песен на военную тематику».
Трудовая деятельность:
Ремонт кукольной мебели
Продуктивная деятельность:
Изготовление символа мужества «Щит и меч» (аппликация, совместно с родителями)
Познавательная деятельность
Рассказ о богатырях земли русской
Восприятие художественной литературы
Чтение С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
Двигательная деятельность
Подвижная игра «Зарядка»
«Мы весёлые ребята»
|
|
Родители
|
Консультация «Пять заповедей отцовства».
|
|
Пятница
|
|
Дети
|
Коммуникативная деятельность
Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Скажи комплимент»; «Мы - разные»
Сюжетно-ролевая игра «Новоселье»
Музыкально-художественная деятельность:
Слушание песни «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки…»
Трудовая деятельность:
Фотоколлаж «Я и моя семья»
Продуктивная деятельность:
Оригами «Девочки и мальчики»
Познавательная деятельность:
Рассказ воспитателя о рыцарях
Восприятие художественной литературы
Чтение произведения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой...»
Двигательная деятельность
Игра «Такси»
|
|
Родители
|
Подготовка и проведение спортивного развлечения
«Рыцарский турнир».
|
|
III этап – заключительный
|
|
Дети
Формировать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.
|
Спортивное развлечение «Рыцарский турнир»
|
|
Родители
Привлекать родителей к активному участию в жизни группы
|
Оформление фотоколлажа по результатам проекта.
Спортивное развлечение «Рыцарский турнир».
|
|
|